Лабораторная работа
Исследование изобарного процесса в газах
Цель работы: экспериментальным путем проверить верность закона Гей-Люссака (доказать постоянство отношения V/T для данной массы газа).
Виртуальная лаборатория «Исследование изобарного процесса в газах» - http://efizika.ru/html5/18/index.html.
Установка моделирует лабораторную работу «Проверка закона изобарного процесса Гей-Люссака».
Ход работы
- Запустить виртуальный стенд - http://efizika.ru/html5/18/index.html
- Установить начальные параметры газа: давление P0, температуру t0 и объем V0.
- Выбрать для исследования газ из пяти возможных: воздух, ацетилен, метан, аргон, углекислый газ.
- Нажать на кнопку «Пуск» для начала нагревания газа.
- При достижении кратных температур или давлений останавливать нагрев кнопкой «Пауза».
- Снять показания установившегося объема газа Vi и температуры ti и найти отношение Vi /Ti.
- Продолжить нагрев, нажав на кнопку «Пуск».
- Вновь останавливать нагрев кнопкой «Пауза».
- Записать значения конечного объема Vi при увеличении температуры Ti.
- Найти отношения Vi /Ti и убедиться в их примерном равенстве, т.е. в справедливости закона Гей-Люссака.
- Определить оценку абсолютной и относительной погрешностей измерения.
- Данные исследования занести в таблицу.
№, п/п |
газ |
М, кг/моль (молярная масса) |
m, кг (масса газа) |
Начальные показатели |
|||
P0, кПа (давление) |
V0, м3 (объем) |
t0, °С (температура по Цельсии) |
T0, К (температура Кельвина) |
||||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
Конечные показатели |
Vi/Ti, м3/К |
V0/T0, м3/К |
D(V/T), м3/К |
e(V/T), % |
|||
Рi, кПа (давление) |
Vi, м3 (объем) |
ti, °С (температура по Цельсии) |
Ti, К (температура Кельвина) |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Сформулировать выводы.
Контрольные вопросы
- Запишите основные приборы и оборудование необходимые для проведения данной работы.
- Рассказать в чем состоит закон Гей-Люссака.
- В чем отличие изобарного процесса от других изопроцессов.
- Каким требованиям удовлетворяет модель «идеального» газа в молекулярно - кинетической теории.
- Кто ввел абсолютную шкалу температур? Чем эта шкала отличается от шкалы по Цельсии.
- Из чего состоит экспериментальная установка данной лабораторной работы? Опишите предназначение каждого из них.
- Запишите основные приборы и оборудование, необходимые для проведения данной работы.