Электронный портфолио - Урок 6.1



Полезные ссылки
  • Федеральная коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • Федеральный портал Российское образование
  • Новое образование
  • Президент России
  • Конструирование технологической карты урока
  • "Вестник образ.России"
  • Безопасный интернет детям
  • Педсовет.org
  • Портал "Мой университет"
  • Учебно-методический портал





  • Урок 6.1

    Примеры решения задач

     

    Рассмотрим примеры:

    «Вы выходите на следующей остановке?» - спросил мальчик женщину в автобусе. «Нет» - ответила она. Сколько информации содержит ответ?  -  Согласно определению, ответ содержит один бит информации.

    Или такой пример. Вы подошли к светофору на пешеходном переходе, когда горел красный свет. Загорелся зелёный. Здесь вы также получили один бит информации.

    Итак, мы выяснили, когда сообщение несёт 1 бит информации.

    Значит в примерах с кубиком и спортсменами количество информации будет больше. Давайте выясним как измерить это количество.

    Рассмотрим пример. Занятия могут состояться в одном из кабинетов, номера которых от одного до шестнадцати. Ученики спросили у учителя: «в каком кабинете будут проходить занятия?» На что учитель им ответил: «Угадайте ответ за четыре вопроса, на которые я могу дать ответ «Да» или «Нет»».

    Подумав староста класса задала следующие вопросы:

    1 вопрос. Номер кабинета меньше 9? – Да. Ответил учитель

    2 вопрос. Номер кабинета больше 4? – Да.

    3 вопрос. Номер кабинета чётный? – Нет.

    4 вопрос. Номер кабинета 5? – Нет.

    Ученики поняли, что занятия состоятся в кабинете номер 7.

    Итак, сколько же информации получили ученики?

    Первоначально неопределённость знания (количество возможных кабинетов) была равна 16. С ответом на каждый вопрос неопределённость знания уменьшалась в два раза и, следовательно, согласно данному выше определению, передавался 1 бит информации.

    Первоначально было 16 вариантов. После первого вопроса осталось 8 вариантов, и ученики получили 1 бит информации.

    После 2 вопроса осталось 4 варианта, и ученики получили ещё 1 бит информации.

    После 3 вопроса осталось 2 варианта и был получен ещё 1 бит информации.

    И, наконец после 4 вопроса, остался 1 вариант и получен ещё 1 бит информации.

    То есть мы можем сделать вывод, что ученики получили четыре бит информации.

    Такой способ нахождения количества информации, называется методом половинного деления: здесь ответ на каждый заданный вопрос уменьшает неопределённость знания, которая имеется до ответа на этот вопрос, наполовину. Каждый такой ответ несёт 1 бит информации.

    Нужно отметить, что методом половинного деления наиболее удобно решать подобные проблемы. Таким способом всегда можно угадать, например, любой из 32 вариантов максимум за 5 вопросов.

    Если бы поиск совершался последовательным перебором: «Мы будем заниматься в первом кабинете?»  «Нет», «Во втором кабинете?»  «Нет» и т. д., то про седьмой кабинет можно было бы узнать после семи вопросов, а про восьмой — после восьми.

    Теперь мы можем полученные результаты описать с помощью следующих определений:

    •        сообщение об одном из двух равновероятных исходов некоторого события несёт 1 бит информации;

    •        сообщение об одном из четырёх равновероятных исходов некоторого события несёт 2 бита информации;

    •        сообщение об одном из восьми равновероятных исходов некоторого события несёт 3 бита информации.

    Для того чтобы при измерении одной и той же информации получалось одно и то же значение количества информации, необходимо договориться об использовании определённого алфавита.

    Пусть N – это количество возможных исходов события или неопределённость знания. Тогда i – это количество информации в сообщении об одном из N результатов.

    Вернёмся к нашим примерам.

    Обратите внимание, между данными величинами есть связь, которая выражается формулой.

    Эта формула вам уже знакома. Также вы с ней встретитесь ещё не раз. Эта формула очень важна, поэтому её называют главной формулой информатики.

    Для определения количества информации I, содержащейся в сообщении о том, что произошло одно из N равновероятных событий, нужно решить уравнение.

     

    В математике такое уравнение называется показательным.

    Рассмотрим пример. В коробке лежало 64 разноцветных катушки ниток. Сколько информации несёт сообщение о том, что из коробки достали жёлтую катушку?

    Рассмотрим следующий пример.

    В скором поезде Москва – Санкт-Петербург 8 вагонов, в каждом вагоне 32 места. Нужно определить какое количество информации несёт сообщение о том, что вам купили билет в 6 вагон, 13 место?

    Этот пример показывает выполнение закона аддитивности количества информации (правило сложения): количество информации в сообщении одновременно о нескольких результатах независимых друг от друга событий равно сумме количеств информации о каждом событии отдельно.

    Итак, мы уже говорили о том, что с формулой 2i = N мы уже встречались на прошлом уроке, когда говорили об алфавитном подходе к измерению информации. Тогда N рассматривалось как мощность алфавита, a i — как информационный вес каждого символа алфавита.

    Если допустить, что все символы алфавита появляются в тексте с одинаковой частотой, то есть равновероятно, то информационный вес символа i идентичен количеству информации в сообщении о появлении любого символа в тексте. При этом N — неопределённость знания о том, какой именно символ алфавита должен стоять в данной позиции текста. Это замечание показывает связь между алфавитным и содержательным подходами к измерению информации.

    Рассмотрим пример: Требуется угадать задуманное число из диапазона целых чисел, например, от 1 до 100. Чему равно количество информации в сообщении о том, что загаданное число 89?

    То есть, если значение N равно целой степени двойки, то показательное уравнение легко решить, а если нет, как в нашем примере. Как поступить в этом случае?

    Можно догадаться, что решением уравнения будет дробное число, которое находится между 6 и 7.

    В математике существует функция, с помощью которой решаются показательные уравнения. Эта функция называется логарифмом.

    Тогда решение показательного уравнения запишется i равно логарифм N по основанию 2. Это означает, что мы должны найти степень, в которую нужно возвести основание, в нашем случае 2, чтобы получить N.

    Например, для целых степеней двойки получим:

    И так далее.

    Значения логарифмов находятся с помощью специальных логарифмических таблиц. Также можно использовать инженерный калькулятор или табличный процессор.

    Определим количество информации, полученной из сообщения об угадывании задуманного числа из диапазона от одного до ста, с помощью электронной таблицы.

    Количество информации в сообщении о том, что загаданное число 89 приблизительно равно 6,64 бит.

    Формула для измерения количества информации была предложена американским учёным-электронщиком Ральфом Хартли, который является одним из основоположников теории информации.

    Данный пример показал, что количество информации, определяемое с использованием содержательного подхода, может быть дробной величиной, если же находить информационный объем, путём применения алфавитного подхода, то там может быть только целочисленное значение.

    Итоги урока.

    В содержательном подходе количество информации, заключённое в сообщении, определяется объёмом знаний, который это сообщение несёт получающему его человеку.

    Один бит - это минимальная единица измерения количества информации.

    Сообщение, уменьшающее неопределённость знания в два раза, несёт один бит информации.

    Для измерения количества информации применяется формула Хартли: 

     
    Вот ещё несколько примеров решения задач по данной теме
    Задача 1. Сколько бит информации несёт сообщение о том, что из колоды в 32 карты достали
     «даму пик»?
    Дано:
    N = 32,
     i - ?
    Решение:
    2i = 32;
    i = 5 бит.
    Ответ: 5 бит.
     
    Задача 2. Сколько бит информации получено из сообщения «Вася живет на пятом этаже», 
    если в доме 16 этажей?
    Дано:
    N = 16,
    i - ?
    Решение:
    N = 2i, 16 = 2i, i = 4 бита
    Ответ: сообщение содержит 4 бита.
     
    Задача 3.  Сколько информации содержит сообщение о выпадении грани с числом 3 на 
    шестигранном игральном кубике?      
    Дано:
    N = 6,
     i - ?
    Решение:
     = 2i,
    2= 6,
    22 < 6 < 23
    i = 2,5 бит.
    Ответi = 2,5 бит.
     
    Задача 4. В корзине лежат шары. Все разного цвета. Сообщение о том, что достали синий шар, 
    несёт 5 бит информации. Сколько всего шаров было в корзине?
    Решение:
    Если все шары разного цвета, значит, ни один шар не совпадает по цвету с другими. Следовательно, 
    шары можно доставать с равной долей вероятности. 
    В этом случае применяется формула Хартли. iсиний = 5 бит; 5 = log232; 2= N; 2= 32.
    Ответ: в корзине 32 шара.  
    Понедельник, 13.05.2024, 09:12
    Приветствую Вас Гость
    Главная | Регистрация | Вход
    Календарь

    Погода
    Статистика сайта
    Кто онлайн:
    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    ...
    Опрос
    Прошу оценить сайт






    Результаты
    формулы и расчеты
    Формулы и расчеты
    блок
    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Добавить сайт в каталогВысшая школа делового администрирования
    Администратор сайта Никишина Татьяна Павловна© 2012 год
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz